Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник

ЕЛАБУЖСКАЯ ТРИЕННАЛЕ ЭКСЛИБРИСА

4 ноября 2018

Высоты Евгения Постоногова

Елена Паршикова

Фондовая коллекция печатной графики Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника насчитывает более 700 произведений. Ежегодно происходит её пополнение — в ходе проведения арт-проектов, организуемых музеем-заповедником, и в результате актов дарения авторских коллекций художниками. Так, в 2012 году во время проведения Первой Елабужской триеннале экслибриса, коллекция графики ЕГМЗ увеличилась более чем на 100 книжных знаков, подаренных художниками Е.И. и Ю.И. Постоноговыми.

Евгений Иванович Постоногов с супругой Надеждой Ивановной
Евгений Иванович Постоногов с супругой Надеждой Ивановной

Евгений Иванович Постоногов с супругой Надеждой Ивановной

Е.И. Постоногов с супругой на открытии выставки 2012 года
Е.И. Постоногов с супругой на открытии выставки Елабужской триеннале экслибрисов 2012 года

Е.И. Постоногов с супругой на открытии выставки 2012 года

На открытии выставки Елабужской триеннале экслибрисов 2012 года
На открытии выставки Елабужской триеннале экслибрисов 2012 года
На открытии выставки Елабужской триеннале экслибрисов 2012 года
На открытии выставки Елабужской триеннале экслибрисов 2012 года
На открытии выставки Елабужской триеннале экслибрисов 2012 года
На открытии выставки Елабужской триеннале экслибрисов 2012 года
На открытии выставки Елабужской триеннале экслибрисов 2012 года
На открытии выставки Елабужской триеннале экслибрисов 2012 года
Е.Постоногов. Экслибрис 50 + 50
Е.Постоногов. Экслибрис 50 + 50

Е.Постоногов. Экслибрис 50 + 50

Е.Постоногов. Экслибрис 150 лет братьям Постоноговым
Е.Постоногов. Экслибрис 150 лет братьям Постоноговым

Е.Постоногов. Экслибрис 150 лет братьям Постоноговым

Е.Постоногов. Экслибрис К.К. Арцеулова
Е.Постоногов. Экслибрис К.К. Арцеулова

Е.Постоногов. Экслибрис К.К. Арцеулова

Е.Постоногов. Экслибрис Веры Данченко
Е.Постоногов. Экслибрис Веры Данченко

Е.Постоногов. Экслибрис Веры Данченко

Е.Постоногов. Экслибрис В.Е. Закорюкина
Е.Постоногов. Экслибрис В.Е. Закорюкина

Е.Постоногов. Экслибрис В.Е. Закорюкина

Е.Постоногов. Экслибрис Надежды Постоноговой
Е.Постоногов. Экслибрис Надежды Постоноговой

Е.Постоногов. Экслибрис Надежды Постоноговой

Е.Постоногов. Экслибрис Евдокии Ольшанской
Е.Постоногов. Экслибрис Евдокии Ольшанской

Е.Постоногов. Экслибрис Евдокии Ольшанской

Е.Постоногов. Экслибрис А.И. Покрышкина
Е.Постоногов. Экслибрис А.И. Покрышкина

Е.Постоногов. Экслибрис А.И. Покрышкина

Е.Постоногов. Экслибрис Е.А. Розенблюма
Е.Постоногов. Экслибрис Е.А. Розенблюма

Е.Постоногов. Экслибрис Е.А. Розенблюма

Е.Постоногов. Экслибрис С.С. Языкова
Е.Постоногов. Экслибрис С.С. Языкова

Е.Постоногов. Экслибрис С.С. Языкова

Экслибрисы Постоноговых, переданные в фонды Елабужского государственного музея-заповедника, подписаны двумя именами — Евгения и Юрия, но справедливости ради следует уточнить, что на деле книжные знаки выполнены Евгением Ивановичем Постоноговым.

История жизни братьев Постоноговых похожа на судьбы многих тысяч соотечественников, которые родились в сельской глубинке, росли в трудные военные и послевоенные годы, мечтали о хорошей профессии. И в то же время биография художников необычна и многогранна.

Братья-близнецы родились в 1936 году в селе Павда Новолялинского (Иссовского) района Свердловской области. Свои первые навыки в творчестве они получили в родительском доме, который построил отец Иван Васильевич (1903–1941). Он, как и дед, был прекрасным домостроителем, мастером на все руки. Талант отца проявился и в умении играть на разных музыкальных инструментах: гармошке, балалайке, домбре, гитаре. В августе 1941 года И.В. Постоногов ушёл добровольцем на Великую Отечественную войну, а в декабре погиб на Калининском фронте. Мать Августа Николаевна (1910–1993) окончила 3 класса церковно-приходской школы. Работала поваром, затем была домохозяйкой, любила вышивать.

Евгений и Юрий с отроческих лет страстно мечтали стать лётчиками. Их желание во многом сформировалось под влиянием старшего брата Геннадия, выпускника 11-й специальной школы ВВС (Военно-воздушных сил), а затем — Иркутского военного училища. Приезжая к родным на побывку, он производил яркое впечатление на мальчишек спортивной выправкой и формой лётчика. Да к тому же недалеко от села был аэродром, с которого взлетали Ан-2 («кукурузники»), будоража воображение ребят.

Однако время было нелёгкое, и мечты Евгения с Юрием подняться в небо постепенно отошли на второй план. В 1954 году они закончили с отличием Свердловское художественно-ремесленное училище № 42 по специальности «лепщик архитектурных деталей». Имея шестой разряд, юные мастера по путёвке областных трудовых резервов были направлены на работу в трест «Свердловскстрой», где работали в составе бригады по оформлению городских зданий. На некоторых домах до сих пор сохранились выполненные ими декоративные украшения.

Ветер перемен, пролетевший над страной в 1950–60-е годы, внёс существенные коррективы в планы молодых Постоноговых. В ноябре 1955 года было опубликовано постановление партии и правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Традиции монументально-декоративного искусства, господствовавшие в архитектуре неоклассицизма, были полностью исключены, все «архитектурные излишества» были сняты с производства, началась эпоха панельного строительства. Свердловск активно рос, а Постоноговы оказались практически безработными.

В это же время они поступают в Свердловский аэроклуб ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) имени А.К. Серова на курс парашютистов, а ещё через год — на курс пилотов самолётов Як-18 (Евгений Иванович совершил 74 самостоятельных полёта), приблизившись к своей заветной мечте. Желание братьев стать лётчиками было столь велико, что даже срочную службу в Советской армии им посчастливилось пройти в учебно-тренировочном авиационном полку (УТАП-1218). В 1958 году они окончили программу обучения на переходном истребителе Як-11 по первому разряду. Но правительство страны объявило о сокращении военных кадров. По этому поводу братья и по сей день шутят, что в их жизнь дважды вмешался Н.С. Хрущёв, главный в то время государственный деятель СССР.

Отслужив в армии, Евгений и Юрий поехали в город Первоуральск, к брату Геннадию, демобилизованному из авиации по состоянию здоровья. Здесь все пришлось начинать с нуля — осваивать профессии плотника и столяра, токаря на Старотрубном заводе, постигать азы работы инструктора по туризму. Все навыки, полученные в эти годы, пригодились в дальнейшем. Так, во время учёбы в институте хорошая физическая подготовка ребят, имевших первый разряд по классической борьбе, позволила им взять на себя серьёзную ответственность — водить туристические группы пешими и речными маршрутами по реке Чусовой. Вскоре назрела необходимость издать путеводитель «По Чусовой», а затем карты-схемы в Уральском книжном издательстве. Потребность в таких пособиях для туризма в Свердловской области назрела давно, однако КГБ (Комитет государственной безопасности) в то время не разрешал туристическим агентствам иметь в наличии точные карты, что очень затрудняло продвижение туристов по маршруту. К слову сказать, путеводитель, подготовленный братьями Постоноговыми, был востребован путешественниками и не раз переиздавался.

В 1961 году Евгений и Юрий поступили в Уральский политехнический институт на отделение «Архитектура», но отучились только год — не смогли осилить высшую математику. Впрочем, они продолжили своё обучение, но теперь уже на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института. После его окончания в 1967 году их жизненные дороги разошлись. Однако через три года судьба вновь улыбнулась, соединила ребят и позвала в небо. И прежде чем строгая медицинская комиссия отстранила Постоноговых от полётов и заставила навсегда отказаться от мечты управлять штурвалом самолёта, им снова предстояло учиться. В 1972 году они окончили Омское лётно-техническое училище по специальности «лётная эксплуатация самолётов» и получили разрешение работать вторыми пилотами на АН-2 в гражданской авиации (г. Свердловск, аэропорт Уктус). Затем в Кременчугском лётном училище, также в роли вторых пилотов, они освоили полёты на вертолёте Ми-4.

Любовь к небу, несмотря на жизненные повороты судьбы, осталась в их сердцах навсегда. А фильм «В бой идут одни старики», посвящённый героям-лётчикам Великой Отечественной войны, заставляет Юрия и Евгения вспоминать о родных «Яшках» — самолётах, которые они поднимали в небо.

Все годы профессионального формирования Постоноговы прошли рядом. Их мечты и увлечения были общими. Какие бы коррективы не вносила жизнь в планы художников, они во всех своих начинаниях, поисках места в профессиональном мире ориентировались на активную жизненную позицию, требовательное отношение к себе и к своему труду.

Е.И. и Ю.И. Постоноговы — члены Творческого Союза художников (1996) и Союза архитекторов России (2005). Юрий Иванович посвятил себя педагогической деятельности, он кандидат педагогических наук, много лет работал в Уральском государственном техническом университете (1976–2008), с 2004 года — профессор на кафедре культурологии и дизайна, почётный работник Высшей школы Российской Федерации.

Евгений Иванович работал на предприятиях в сфере технической эстетики и дизайна, главным художником в Нижнем Тагиле, затем в городе Реж, преподавал в Уральском училище прикладного искусства, руководил Режской детской художественной школой.

В биографии Е.И. Постоногова немало интересных фактов, характеризующих его как разностороннюю творческую личность. Интерес дизайнера к увековечиванию юбилейных и знаменательных дат оформился в выпуск нагрудных значков и создание мемориальных досок. Например, для города Реж, с которым судьба крепко связала художника (Евгений Иванович – почётный гражданин г. Реж), он создаёт серии значков (1973, 1993) и мемориальную доску «210 лет городу Реж» (1983).

В 1983–1984 годах Е.И. Постоногов прошёл курс повышения квалификации в Центральной экспериментальной студии художественного проектирования при Союзе художников СССР. В студии «Сенеж», известной на всю страну кузнице российских дизайнерских кадров, художник участвовал в коллективном проекте по благоустройству Елабуги. Художественная концепция городской среды, воплощённая в «бумажном дизайне», практически была готова к реализации в материале. Эта страница из жизни Евгения Ивановича позволяет вспомнить факты, связанные с историей города. В 1984 году рядом с Елабугой началось строительство масштабного комплекса заводов производственного объединения «Камский тракторный завод». Планы были серьёзные, включали реконструкцию исторической части Елабуги. В одной из публикаций о возрождении старого города, помещённой на страницах журнала «Декоративное искусство СССР», поспешили оповестить, «что проект разрабатывался в тесном содружестве со строительными организациями, осуществляющими его реализацию».

В своих воспоминаниях В.Л. Глазычев, один из ведущих российских специалистов по организации и развитию городской среды, пишет: «…дирекция строившегося завода под влиянием нашего проекта добилась почти невозможного: затраты на реконструкцию и частичную реставрацию города были уже включены в смету завода, которая была согласована со всеми ведомствами. Увы, завод сначала решили перепрофилировать, затем все работы приостановились, и нашим надеждам на реализацию было не суждено сбыться». Наступившая в стране перестройка перечеркнула планы по реконструкции городской среды в Елабуге. И только в канун празднования тысячелетия города, в 2007 году, историческая часть Елабуги преобразилась, обрела современное звучание.

Заочное знакомство художника с Елабугой, состоявшееся ещё в 1980-е годы продолжилось в 2012 году, когда был объявлен конкурс Елабужской триеннале экслибриса. Неподдельный интерес Евгения Ивановича к истории города подвиг его приехать на открытие выставки работ участников проекта, где были представлены и экслибрисы братьев Постоноговых. У Евгения Ивановича, наконец, состоялась встреча с городом, прекрасно сохранившейся купеческой архитектурой XIX века, музеями, памятниками истории и культуры. Вскоре между научными сотрудниками Елабужского государственного музея-заповедника и мастером графической миниатюры завязалась переписка, в ходе которой художник передал в фонды Елабужского государственного музея-заповедника более ста экслибрисов и небольшой архив о творческой деятельности братьев Постоноговых.

Важной страницей в биографии Евгения Ивановича является искусство экслибриса, в котором наиболее ярко раскрывается графическое мастерство художника: тонкое, изящное выполнение рисунка, продуманность сюжетной композиции, опыт работы в печатных техниках.

Экслибрис (в пер. с лат. еx libris – «из книг») — книжный знак, на котором обозначены имя и фамилия владельца книги. Зародившись в Европе более пятисот лет назад, в России печатный экслибрис появился в первой четверти XVIII века. Широкое развитие светских изданий и книжная торговля с европейскими странами привели к созданию личных библиотек просвещённых деятелей и возникновению первых образцов отечественного экслибриса. Но только в ХХ столетии, с развитием книжной графики, для экслибриса наступил подлинный расцвет, он приобрёл самостоятельное художественное значение и настоящую эстетическую ценность. Экслибрис — графическая миниатюра, которая обычно выполняется в технике печатной графики. С одной стороны, экслибрис помогает понять круг интересов, личность собственника книги, с другой — выражает творческую свободу и индивидуальность художника.

С 1969 года Евгений Иванович начал участвовать в российских и международных экспозициях, отражающих его разнообразную творческую деятельность. В большом списке выставок Постоногова значатся международные вернисажи экслибриса в Германии, Литве, Бельгии, Болгарии, Польше, Италии. Искусство книжного знака и по сей день волнует художника, о чём свидетельствует его персональная выставка, прошедшая в Екатеринбурге в 2018 году.

Первый печатный знак Постоногов создал в 1971 году, но только в 1982 году, по совету известного графика В.А. Истомина, стал участником выставки «Советский Север в книжном знаке» в Братиславе. Так открылась новая страница в творческой биографии художника.

Коллекция, переданная Постоноговым в фонды Елабужского государственного музея-заповедника, состоит из экслибрисов, созданных за 30 лет, начиная с 1982 года. Он работает в основном в сюжетно-тематическом направлении, иногда обращается к портретному жанру, выполняет книжные знаки для музеев, библиотек и друзей. Авторская коллекция художника насчитывает более 250 экземпляров, выполненных в технике офорта, линогравюры и конгрева (тиснения на бумаге).

Постоногов исходит из внутренней эстетической потребности рассказать о прекрасном и значительном в миниатюрном формате знака. Его экслибрисы отличает тщательно продуманная композиция, выполненная буквально с трепетным отношением к бумаге, штриху, корректному указанию сигнатуры, что в итоге демонстрирует очень высокий уровень профессионализма.

Экслибрис под № 1 художник подарил В.М. Эзерову, под руководством которого братья Постоноговы осваивали азы пилотного дела. В поясняющем тексте читаем: «Посвящён инструктору-лётчику Свердловского аэроклуба 50-х годов ХХ века, Эзерову Владимиру Михайловичу (1923–2002), участнику Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Летал на штурмовике, был представлен к званию Героя Советского Союза». В 1944 году командир самолёта Эзеров после вынужденной посадки в тылу врага трое суток тащил на волокуше раненого воздушного стрелка до линии фронта. Неудивительно, что опытный наставник произвёл на воспитанников Свердловского аэроклуба неизгладимое впечатление благодаря своим боевым заслугам и высоким нравственным качествам. Хочется добавить, что звания Героя ему не присвоили.

Постоногов не раз обращался к теме, связанной с историей дорогой его сердцу российской авиации. В технике линогравюры выполнен знак «Из книг А.И. Покрышкина» (1983), маршала авиации, трижды Героя Советского Союза. Основу композиционного решения оттиска составляет изображение изящной воздушной петли самолёта, в которую вписаны награды лётчика-аса.

В 2011 году художник продолжил тему, посвящённую людям, которые прославили отечественную авиацию, внесли значительный вклад в её развитие. Он выполнил серию экслибрисов синей краской в технике офорта (рисунок глубоким тоном, фон раскрашен голубой акварелью). Символическое цветовое решение объединяет экслибрисы с оригинальным форматом и лаконичной композицией, содержащей информацию об авиаторе.

Ex libris К.К. Арцеулова (1891–1980), русского и советского лётчика, художника-иллюстратора, внука художника И.К. Айвазовского вписан в вертикальный формат, на котором изображён падающий самолёт. Автор напоминает нам о замечательном открытии в русской авиации. Молодой Константин в возрасте 25 лет намеренно ввёл самолёт в штопор и благополучно из него вышел. «Штопор Арцеулова» вписан в историю лётного дела, как и «мёртвая петля Нестерова», ещё одного героя Первой мировой войны. Ещё один экслибрис художник посвящает лётчику П.Н. Нестерову, геройски погибшему в возрасте 27 лет во время выполнения тарана на вражеский самолёт.

Два других экслибриса продолжают тему о славных пилотах: печатный знак «Из книг В.Е. Закорюкина», мастера спорта СССР, имевшего 12 300 часов налёта и «Ex libris С.С. Языкова», лётчика, отдавшего небу 50 лет жизни.

Разнообразна тематика книжных знаков Постоногова. Не раз художник отражал в экслибрисе даты знаменательные для самих братьев, подписывая их «2 юбилея — юбилей вдвойне», обозначая цифрами «100» и «110» количество лет, прожитых вместе. Немало в его коллекции экслибрисов, рассказывающих о людях, которые были близки ему по интересам. В этом списке особое место занимают представители искусства: писатели, поэты, литераторы, дизайнеры.

Одна из ранних графических миниатюр художника посвящена Е.А. Розенблюму (1982), профессору Московского отделения Международной академии архитектуры. Постоногов не мог пройти мимо легендарной личности Евгения Абрамовича, автора проектов музеев Герцена, Пушкина (на Арбате и Пречистенке), Батюшкова и многих других выставочных экспозиций.

В верхней части композиции изображены элементы чертежа и технических деталей, в нижней — имя создателя знаменитой Сенежской студии. Тонкий, точный рисунок выбран резцом на линолеуме лёгкими прикосновениями к поверхности чёрного фона. Такой подход к выполнению экслибриса в технике линогравюры характерен для автора.

Ex libris Евдокии Ольшанской, поэтессы, посвящён 100-летию со дня рождения великих русских поэтов Серебряного века, которые были почти ровесниками. Из круговорота книг поднимаются нежные цветущие ростки-имена, рядом с которыми обозначены даты жизни М. Цветаевой, О. Мандельштама, Б. Пастернака, А. Ахматовой. Украшением композиции служит изящная рамка, выполненная в технике конгрева.

Экслибрисы Постоногова раскрывают прочувствованное, пережитое им соприкосновение с прекрасным и значительным содержанием, порой с почти неуловимыми оттенками смысла, сложно проявляющимися в образе, — оттенками важными не только для владельца знака, но и для него самого. Выбор автора выражает его творческую свободу, что первостепенно в создании художественного произведения.

Для современного художника книжный знак практически потерял своё прикладное значение, стал самостоятельным жанром графики малых форм. Однако Е.И. Постоногов, несмотря на изменения, происходящие в мире современного экслибриса, остаётся верным изобразительному языку и эстетическим правилам оформления, характерным для лучших образцов российских мастеров книжного знака ХХ–ХХI веков.

Наверх страницы Вниз страницы