Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник

МУЗЕЙ-УСАДЬБА Н.А. ДУРОВОЙ

18 сентября 2018

Эпоха Дуровой в произведениях Александра Орловского

Людмила Пахомова

Выставка графики Александра Орловского (1777–1832) «Наш кудесник, живописец и поэт…» из собрания Государственного музея А.С. Пушкина открылась в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника не случайно. Она связана с 235-летием со дня рождения Н.А. Дуровой, который отмечается в эти дни. Они современники и даже несколько лет (1817–1820) одновременно жили в Петербурге.

А.Орловский. Битва грузин с горцами / Битва персов с турками
А.Орловский. Битва грузин с горцами / Битва персов с турками

А.Орловский. Битва грузин с горцами / Битва персов с турками

А.Орловский. Всадник-афшар, преследующий турка
А.Орловский. Всадник-афшар, преследующий турка

А.Орловский. Всадник-афшар, преследующий турка

А.Орловский. Семейство кочевников курдов в палатке
А.Орловский. Семейство кочевников курдов в палатке

А.Орловский. Семейство кочевников курдов в палатке

А.Орловский. Знатный перс верхом, курящий кальян, в сопровождении слуги
А.Орловский. Знатный перс верхом, курящий кальян, в сопровождении слуги

А.Орловский. Знатный перс верхом, курящий кальян, в сопровождении слуги

А.Орловский. Автопортрет с альбомом и рейсфедером
А.Орловский. Автопортрет с альбомом и рейсфедером

А.Орловский. Автопортрет с альбомом и рейсфедером

А.Орловский. Погребщик, откупоривающий бутылку вина
А.Орловский. Погребщик, откупоривающий бутылку вина

А.Орловский. Погребщик, откупоривающий бутылку вина

А.Орловский. Путешественники зимой в окрестностях Санкт-Петербурга
А.Орловский. Путешественники зимой в окрестностях Санкт-Петербурга

А.Орловский. Путешественники зимой в окрестностях Санкт-Петербурга

На презентации выставки
На презентации выставки Фото Л.Пахомовой

На презентации выставки

Г.Р. Руденко
Г.Р. Руденко Фото Л.Пахомовой

Г.Р. Руденко

Е.А. Богатырев
Е.А. Богатырев Фото Л.Пахомовой

Е.А. Богатырев

А.А. Огранович
А.А. Огранович Фото Л.Пахомовой

А.А. Огранович

Потомки рода Дуровых на презентации выставки
Потомки рода Дуровых на презентации выставки Фото Л.Пахомовой

Потомки рода Дуровых на презентации выставки

Правда, «Записок кавалерист-девицы» тогда ещё не было даже в рукописи, поэтому Надежда Дурова, носившая имя Александра Александрова и находившаяся в отставке в чине штаб-ротмистра, была неизвестна широкой публике, в то время как Александр Орловский уже давно блистал своим талантом рисовальщика и литографа.

Целый ряд представленных на выставке работ — произведения самого художника или других авторов с его оригиналов позволяют увидеть Петербург и его обитателей того времени — торговцев, погребщиков, прохожих, кучеров, извозчиков, кормилицу, солдата, стекольщика, продавцов и покупателей базара на Сенной площади…

А сам Александр Орловский предстаёт перед зрителями не только в автопортретах, но и в воспоминаниях современников, а также более поздних ценителей его творчества. По всей видимости оценку, которую дал художнику известный искусствовед барон Н.Н. Врангель, организаторы выставки сочли наиболее всеобъемлющей, поскольку поместили её в самом начале экспозиции.

Вот что в ней говорится: «Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьёзный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажей, может быть, скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актёр, любимец великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, «ленивый-преленивый» автор тысячи рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени… Его рисунки — целый дневник эпохи романтической и увлекательной».

Шестьдесят пять произведений экспозиции, дополненных предметным рядом в виде униформы рядового казака войска Донского образца 1810 года, парадной униформы обер-офицера лейб-гвардии гусарского полка 1812–1816 гг., мужского бального костюма, женского крестьянского костюма и другими экспонатами, размещены в трёх разделах: военно-историческом, портретном и карикатурно-ироническом, а также народно-бытовом.

Первая тема, связанная с героическим прошлым и настоящим, привлекала художника на протяжении всей его творческой жизни. Сцены сражений, атаки, погони; знаменитые русские полководцы и безымянные воины: казаки, башкиры, черкесы, персы предстают перед зрителями в решающие моменты жизни или смерти и в мирное время, когда им не угрожает ни пуля, ни копьё, ни сабля, ни дротик, ни стрела. Да, да, Александр Орловский отражал именно тот период, когда все эти виды оружия были ещё в ходу.

Характерен в данном отношении цикл его работ, созданный для альбома к книге Г.И. Друвиля «Путешествие в Персию в 1812 и 1813, содержащее в себе малоизвестные подробности о нравах, обычаях и духовных обрядах персиян…» Из шестидесяти иллюстраций альбома в виде гравюр и литографий не менее тридцати восьми эстампов было выполнено А. Орловским. Среди них — «Курдский всадник с копьём», «Персидский лучник», «Всадник-афшар, преследующий турка», «Знатный перс верхом, курящий кальян, в сопровождении слуги», «Портрет Фатх-Али-шаха», «Жена шаха верхом в сопровождении евнуха» и другие.

В виде шаржей и карикатурно-иронических портретов художник представил погребщика, откупоривающего бутылку вина, англичанина с обезьянкой, прусского гренадёра… Но, пожалуй, больше всего сегодняшним зрителям будут интересны его работы народно-бытового плана, рисующие жизнь, типы и нравы людей, живших почти два столетия тому назад. Такие блистательные жанровые произведения как «Путешественники зимой в окрестностях Санкт-Петербурга», «Проездка рысака», «Девушки, качающиеся на доске», «Русская деревенская пляска» полны экспрессии, выразительных лиц, точных деталей костюмов и окружающей обстановки. Словом, как верно заметил об Орловском поэт Пётр Вяземский:

		Русь былую, удалую
		Ты потомству передашь:
		Ты схватил её живую
		Под народный карандаш.

Орловский работал в разных техниках. На выставке можно увидеть литографии, раскрашенные акварелью, рисунки, выполненные на белой или тонированной бумаге итальянским и графическим карандашом, сангиной, акварелью, углём, мелом, пастелью, пером.

Следует отметить, что выставка готовилась сотрудниками Государственного музея А.С. Пушкина с большой тщательностью. В аннотациях, которыми снабжена практически каждая работа, содержится много интересной информации об Александре Орловском, сведения о тех, кто выполнял с его оригиналов литографии, офорты и гравюры, а также различные описания, тематически связанные с изображениями. Например, к литографии Орловского «Базар на Сенной», в частности, читаем « Зимнему петербургскому рынку позавидует любая европейская столица. На широкой площади выставлены тысячи видов разной снеди, искусно выложенной в виде пирамид. Говядина, баранина, птица, масло, яйца — всё это заморожено и выглядит, словно из гранита…» (Ж.Б. Бретон. Россия, или нравы, обычаи и костюмы жителей всех провинций этой империи). А разглядывая портрет погребщика небезынтересно будет узнать, что торговля виноградными винами была очень выгодна. И не было в Петербурге ни одного погребщика, который бы за несколько лет не нажил каменного дома в несколько этажей.

Живых свидетельств об Александре Орловском зритель больше всего почерпнёт из воспоминаний его друга Станислава Моравского. Например, при виде автопортрета художника в черкесском костюме можно подумать, что этот наряд был одет специально по случаю. Но С. Моравский пишет: «Сам убор черкесский он постоянно дома носил и тот ему удивительно к тонкой и перетянутой талии его шёл».

Описывал он и то, как англичане, капитаны и морские офицеры, пользуясь тем, что Орловский любил море и большие водные пространства, приглашали его обедать на свои корабли, стоящие на рейде в Кронштадте. «Там вытягивали из него без конца, — сообщает он, — разные наброски, которые он для них делал забавы ради, не ведая того, что на следующе же утро каждый такой кусок бумаги шёл в Лондон, Эдинбург, в Америку и в иные края как товар. И дороже золота в десять тысяч раз этот товар продавался».

Тому же С. Моравскому суждено было стать обладателем альбома рабочих зарисовок А. Орловского, который за несколько дней до смерти передал ему на память со словами: «Не для того, чтобы ты что-то достойное меня здесь нашёл, ибо здесь ничего нет, но для того, чтобы ты когда-нибудь землякам моим сказал, что Орловский не был бездельником и что сам учился трудным и упорным трудом отображать с лёгкостью те вещи, которые потом как бы непроизвольно выходили из-под его руки».

* * *

Сегодня в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника состоялась презентация выставки Александра Орловского «Наш кудесник, живописец и поэт…»

Гостей, среди которых было много участников праздничных торжеств по случаю 235-летия со дня рождения Н.А. Дуровой, тепло приветствовала генеральный директор ЕГМЗ Г.Р. Руденко. Представляя экспозицию, созданную к 240-летию Александра Орловского, директор Государственного музея А.С. Пушкина Е.А. Богатырев сказал, что коллекция произведений художника, хранящаяся в их музее, не уступает по своему объёму аналогичным коллекциям Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного исторического музея. «Благодаря этой выставке, — отметил он, — мы можем окунуться в атмосферу той эпохи, в которой жила Надежда Андреевна Дурова».

Выступивший на открытии выставки А.А. Огранович, родственник Н.А. Дуровой по линии её матери, признался, что приезд в Елабугу пробудил в нём далёкие воспоминания детства. В частности, о его деде Сергее Михайловиче Ограновиче, который приложил много сил к тому, чтобы в их семье осталась память о Н.А. Дуровой и войне 1812 года. Вместе с ним он побывал когда-то в Москве в гостях у автора конной скульптуры кавалерист-девицы Ф.Ф. Ляха. И сегодня, когда, гуляя по Елабуге, он увидел это памятник, на него повеяло чем-то очень знакомым.

Презентация экспозиции завершилась экскурсией, которую провела заведующая Выставочным залом Г.А. Подноскова.

Наверх страницы Вниз страницы