Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОИСКУССТВА

9 августа 2019

От мозаики до горячей эмали

Наталья Берестова

Вчера завершилась череда мастер-классов, проходивших в рамках II Международной творческой лаборатории молодых художников «BASHNYA» на тему «Свадебный переполох».

Мастер-класс по шин-колле
Мастер-класс по шин-колле
Мастер-класс по горячему батику
Мастер-класс по горячему батику Фото Н.Берестовой
Мастер-класс по перегородчатой эмали
Мастер-класс по перегородчатой эмали Фото Н.Берестовой
Мастер-класс по горячей эмали
Мастер-класс по горячей эмали Фото Н.Берестовой
Мастер-класс по резьбе по кости
Мастер-класс по резьбе по кости Фото Н.Берестовой
Мастер-класс по мозаике из смальты
Мастер-класс по мозаике из смальты Фото Н.Берестовой

Стоит отметить, что по сравнению с прошлым годом количество и сложность предлагаемых к изучению техник возросли. Так, первым стал мастер-класс по гравюре на пластике в технике шин-колле, который проводила участница творческой лаборатории Евгения Матвеева. Как и в прошлом году, студенты, выпускники и аспиранты Белорусской государственной академии искусств, Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета отправились в село Хлыстово к художнику Игорю Тухватуллину, который предоставил свою мастерскую в полное распоряжение гостей.

Второй год подряд в помещениях Детской художественной школы № 1 проходил мастер-класс по горячему батику. И вновь, следуя советам Валентины Беляковой, юноши и девушки создавали неповторимые, авторские произведения.

Впервые проводили мастер-класс по перегородчатой эмали руководитель мастерской «Ибыр весь» (с удмуртского — «оберег») Василий Степанов и главный художник Ирина Кондратьева. Перегородчатая эмаль — уникальная и сложная техника, пришедшая к нам из Древнего Египта и достигшая вершин в Китае. Особенность ее в том, что детали рисунка создаются на заготовке с помощью тонких перегородок из золота, серебра или меди, реже — мельхиора или стали, затем все это заполняется эмалью и отправляется на обжиг в специальную печь.

В свою очередь с искусством создания изделий в технике горячей эмали (финифти) участников проекта познакомил Владимир Копейкин, который рассказал о различных нюансах этого вида творчества. Отметим, украшения из горячей эмали используют с древних времен, хотя процесс их выполнения считается весьма трудоёмким. Именно этот вид эмалирования является лидером в изготовлении бижутерии и других изделий.

Одному из древнейших видов искусства — резьбе по кости, особенно популярной в Сибири, студентов, выпускников и аспирантов обучали руководитель семейного предприятия ООО «Мастерская “Минсалим”», известный мастер-косторез Минсалим Тимергазеев и художница, архитектор, график, полиграфический дизайнер, член Союза художников России Ирина Вишнякова. К слову, они приехали из Тобольска — одного из старейших российских центров художественной резной кости.

Мозаика — еще один из старинных и популярных до наших дней видов искусства, причем материалы для создания изделий могут использоваться самые разные. Под руководством Юлии Галиевой молодые художники использовали традиционную смальту (цветное непрозрачное стекло), чтобы создать коллективный арт-объект «Счастье» с элементами национальных орнаментов.

Все работы, созданные участниками творческой лаборатории за время мастер-классов, войдут в коллекцию произведений, представленных на итоговой выставке, открытие которой состоится сегодня в Музее современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника.

Наверх страницы Вниз страницы