Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
Ю.М.Непринцев

ГлавнаяЗал современного искусстваХудожник о войне

Зал современного искусства

08.09.2018

Художник о войне

Елена Растатурина, Зиля Нигамаева

73 года отделяют нас от великой Победы. Эти годы стали временем осмысления событий Великой Отечественной войны. Огромную роль в этом играют прочитанные книги, просмотренные фильмы и произведения изобразительного искусства, позволяющие представить сцены кровопролитных боёв, фронтового быта, героев, воевавших на фронте и трудившихся в тылу, легендарных и безымянных, павших и выстоявших, простых солдат и военачальников.


Ю.Непринцев. Зима. 1943 г.
Ю.Непринцев. Зима. 1943 г.

В фондах Елабужского государственного музея-заповедника хранятся пятнадцать работ, посвящённых Великой Отечественной войне. Часть из них уникальны тем, что написаны очевидцами и участниками тех событий и, соответственно, искренни и достоверны. И среди них — две графические работы Юрия Непринцева, педагога, профессора, графика и живописца, Народного художника СССР.

Родился он в 1909 году в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье архитектора. С детства увлекался рисованием, а впоследствии живописью. В 1926 году переехал в Ленинград, где учился в частной студии, а в 1934 году поступил на отделение живописи в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина.

После окончания обучения и защиты дипломной работы, ему было предложено место в аспирантуре. В это время Непринцев написал ряд картин-впечатлений, выполненных без каких-либо предварительных зарисовок и этюдов. Его главным стремлением было передать атмосферу производства, рабочей обстановки, трудового пота работающих людей, поэтому и писал он их с натуры на Кировском заводе, где производились тракторы, вагоны, паровозы, двигатели, а с 1939 года был налажен выпуск танков.

В начале Великой Отечественной войны Непринцев ушёл на фронт добровольцем. В это время он не писал картин, его интерес привлекали соратники, люди, со своими особенностями, настроениями, внешностью и характером. Он часто рисовал своих боевых товарищей. Это позволило художнику собрать богатый материал для последующих работ.

Самая знаменитая картина Юрия Михайловича — «Отдых после боя. Василий Теркин», написанная в 1951 году. С произведением А.Т.Твардовского, по воспоминаниям художника, он был знаком с 1942 года. Один из солдат в заснеженной землянке, где они расположились в относительной безопасности, начал вслух читать поэму. Художник обратил внимание, как начали меняться лица бойцов, словно были освещены внутренним теплом и светом, как они смеялись, где-то узнавая в произведении себя или другого бойца, забыв на эти минуты о собственной усталости, тяготах войны.

«Как и почему я выбрал именно эту тему? Пожалуй, нельзя сказать, что я её выбрал. Она родилась из самой жизни, из всего пережитого, перечувствованного, наблюдённого мною за военные годы, из многих фронтовых встреч, из разных событий, свидетелем или участником которых я был», — писал Непринцев.

В своей картине художник постарался передать различные людские типажи, разные национальности. При этом все представленные лица — доподлинные люди, его боевые соратники, фронтовики, с удовольствием позировавшие для него в военные и послевоенные годы.

Работа была оценена по достоинству. В 1951 году прошла всесоюзная художественная выставка, после которой художнику была присуждена Сталинская премия первой степени. А оригинал картины был подарен Мао Цзэдуну, руководящему в тот момент коммунистической партией в КНР.

Через два года был выполнен второй вариант картины для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца. Третьяковской галерее был передан третий вариант, написанный в 1955 году по заказу. Репродукция картины «Отдых после боя» тысячами копий разошлась по всему Советскому Союзу. Она стала одной из самых известных и популярных среди произведений советского изобразительного искусства.

Работа «Зима. 1943 г.» из фондов Елабужского государственного музея-заповедника выполнена в технике литографии. Рисунок по диагонали разделён на две части с пустым пространством между ними. В правом верхнем углу показаны несколько женщин. Их лица измождены, щеки впали от недоедания и изнурительной работы, одежда на худых телах туго подвязана поясами. Одна из них склонилась, хватая ком снега, готовая в иступлённом гневе бросить его в фашистов. Её взгляд полон ненависти к идущим под конвоем пленных. Конвоир с автоматом наперевес идёт с усталым и отрешённым лицом. Лица пленённых фашистов тоже измождены и напуганы. Литография художника очень выразительно и эмоционально передаёт народное отношение к войне.

Можно предположить, что на этом рисунке художник изобразил пленённых в Сталинградской битве немцев. И если этой так, то рисунок Непринцева имеет непосредственное отношение к истории нашего города. В Елабуге на территории бывшего женского монастыря был организован лагерь НКВД № 97, предназначенный для военнопленных немцев и союзных им войск.

Работа Юрия Михайловича Непринцева — это небольшой, но подлинный, насыщенный эмоциями и смыслом документ той сложной и трагической эпохи в истории нашей страны, свидетельство — одно из многих — того, какой ценой досталась народу та Победа.


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы